Выступление Арташеса Гегамяна на Парламентской Ассамблее Совета Европы по вопросу «О политической ситуации, сложившейся на Балканах»
(Страсбург, 3 октября, 2006)
…Когда человек не знает
к какой пристани он держит путь,
ни один ветер не будет попутным ему
Уважаемые коллеги. Патриарх американской дипломатии Генри Киссинджер, в своей книге «Нужна ли Америке внешняя политика» (Does America Need a Foreign Polisy?) написал: «На Балканах США выполняет по сути ту же функцию, которую ранее выполняли Австро-Венгерская и Оттоманская империи, когда они создали протектораты, разъединяющие две воюющие этнические группы».
Жестокая борьба в начале 90-х годов XX века разорвала Югославию на куски. Сначала, после недолгой борьбы, независимость приобрела Словения. Потом от федерации отделилась Хорватия- но уже после жестокой войны, свидетельством которой была братская могила около Вуковара. Македонии удалось отделиться, избежав насилия. Босния и Герцеговина также оказались в центре жестокого конфликта с угрозой распада страны на три этнические группы. 21 ноября 1995 года война в Боснии была закончена. Босния останется единой, имея в своем составе Боснийско-Хорватскую федерацию и Сербское образование. Обрела независимость и Черногория. Все еще сложная ситуация сохраняется в Косово. Где же искать истоки, корни этих мучительных процессов распада империй, мини-империй и образования новых государств? И есть ли правда в утверждении, что этнические конфликты на Балканах и в СНГ заменили один большой- между Востоком и Западом?
Уважаемые коллеги. Вопрос «О политической ситуации, сложившейся на Балканах», обсуждаемый на сессии ПАСЕ, мысленно переводит нас в далекий 1918-й год. Именно тогда, на финальной стадии Первой мировой войны, президент США Вудро Вильсон сформулировал принцип национального самоопределения: «Каждый народ имеет право избирать ту форму суверенности, которая для него предпочтительна». В последствии политологи будут едины во мнении, что реализация этого принципа в практике международных отношений по сути сокрушила Австро-Венгерскую империю. Тогда же государственный секретарь США Р.Лансинг запишет в своем дневнике: «Эта фраза (национальное самоопределение) начинена динамитом. Она возбуждает надежды, которые никогда не будут реализованы. Я боюсь, что эта фраза будет стоить многих тысяч жизней».
Высказывания авторитетных государственных мужей США оказались во многом провидческими. Так, если в 1915 году в Европе было 17 государств, а в 1920-м году их число достигло 24-х, то в 2006 году в Европе уже насчитывается 46 государств. Справедливым оказалось и предвидение Р. Лансинга о том, что реализация священного права наций на самоопределение, во многих случаях будет сопровождаться потерей жизней десятков тысяч людей. Искать причину жесточайших потрясений следует в великом противостоянии двух основополагающих принципов международного права, а именно: принципа территориальной целостности государств и права наций на самоопределение.
Сегодня, характеризуя политическую ситуацию, сложившуюся на Балканах, мы вновь и вновь обнаруживаем отсутствие универсальных механизмов в обеспечении консенсусной основы для одновременной реализации этих важнейших принципов современного международного права. К примеру, одним из кульминационных проявлений принципа национального самоопределения стало отделение путем референдума Черногории в суверенное государство. И этот факт имеет принципиальное значение для осмысления процессов, которые происходят в современном мире. По существу с самоопределением Черногории положено начало цивилизованного распада миниимперий. Осмысление опыта Черногории, думается, имеет принципиальное значение для судеб Европы в целом. Размышляя на эту тему на страницах журнала «Форин афферс», исследователь из Тафтского университета Х.Ханкум высказала мнение, которое, на мой взгляд, вполне объективно характеризует реалии сегодняшнего мироустройства. Она пишет: «Словесная дань уважения еще отдается принципу территориальной целостности, но распад в течение десятилетия Советского Союза, Югославии, Чехословакии и Эфиопии видится многими протонациями, претендующими на самоопределение, как самый важный прецедент». И это на самом деле так. Будь то на Балканах в Косово, в Приднестровье, в Абхазии, я уже не говорю о Нагорном Карабахе, граждане которого в 1989 году в полном соответствии с действующей тогда Конституцией, подобно народу Черногории, самоопределились в суверенное государство. Однако, к сожалению, итоги референдума, который был проведен в полном соответствии с нормами международного права, международным сообществом не признаются. Это крайне отрицательно сказывается на общей ситуации в регионе Южного Кавказа. Так, в Азербайджанской Республике полным ходом идет манипулирование общественным мнением, нагнетается атмосфера нетерпимости и ненависти в отнощении народа Нагорного Карабаха и Армении. Все это сопровождается дальнейшей милитаризацией Азербайджана на фоне одностороннего отклонения предлагаемых Минской группой ОБСЕ основполагающих принципов мирного урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Невольно задаемся вопросом. Почему мировое сообщество, которое столь уважительно отнеслось к реализации своего права на самоопределение эритрейцев, восточных тиморцев, словаков, черногорцев, затягивает признание независимости Нагорного Карабаха. Мы отдаем себе отчет, что недра Армении и Нагорного Карабаха не богаты нефтью, что мы не можем значительную часть нашего бюджета направлять на военные приготовления…
Уважаемые коллеги. Уже очевидно, что в XXI веке решение многих региональных проблем будет зависеть от позиции ведущих держав и таких авторитетных международных организаций, какими являются, например, Совет Европы, ОБСЕ и другие. Хочу выразить надежду, что в резолюции по обсуждаемому вопросу найдут свое отражение универсальные подходы, которые в корне исключат возможность применения силового варианта с целью искусственного сохранения территориальной целостности мини-империй. И это особенно актуально для государств, внутри которых протонации в своем большинстве на основе свободного демократического волеизъявления уже самоопределились в самостоятельные государства. Альтернативы такому подходу нет. Действовать иначе -значит повергнуть наш общеевропейский дом в хаос и кровопролитие.
Арташес Гегамян
Член делагации НС РА
в Парламентской Ассамблее Совета Европы
Европейские народные партии/ христианские демократы