Арташес Гегамян: Этот мир легко уничтожить, если недооценивать опасность возрождающегося неоосманизма
28.11.2015, Eadaily.com
28.11.2015, Арменпресс
01.12-03.12.2015, Новое время
Вероломно сбитый турецкими ВВС в небе над Сирией российский бомбардировщик СУ-24 показал всему миру, что означает реализация на практике базовой идеологемы и стратегии неоосманизма. Еще 19 сентября 2009 года в Стамбуле, на встрече с представителями СМИ тогда еще премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган заявил: «Наша цель — жить со всеми странами в мире и вернуть нынешней Турции могущество Османской империи. Думаю, что эта задача будет достигнута нами».
Спустя два месяца, как сообщила газета «Таквим», министр иностранных дел Турции Ахмет Давутоглу, выступая перед членами правящей Партии справедливости и развития (далее ПСР), признал, что его страна реализует политику неоосманизма: «Существует наследие, оставленное Османской империей. Нас называют „неоосманами“. Да, мы „новые османы“. Мы вынуждены заниматься соседними странами. И даже идем в Африку. Великие державы наблюдают за этим с растерянностью. Прежде всего, Франция пытается понять, зачем мы работаем в Африке. Я уже дал поручение: в какую бы африканскую страну не поехал Саркози, нужно, чтобы каждый раз, поднимая глаза, он видел здание турецкого посольства, турецкий флаг. Я дал указание арендовать посольства в самых лучших местах».
Результаты бурной деятельности новоявленных неоосманов не заставили себя долг ждать. В наши дни Африка стала одной из главных арен международного исламистского терроризма. Ежегодно от террористических атак таких радикальных группировок, как «Аль-Каида исламского Магриба», являющаяся отделением «Аль-Каида» и базирующаяся на севере Африки, активно действующая в Сомали исламистская организация, совершающая вылазки в Кению «Аш-Шабаб», совершающая кровавые теракты и нападения на северо-востоке Нигерии террористическая организация «Боко Харам» гибнут тысячи людей. Уже не приходится говорить об одной из самых жестоких террористических группировок — «Исламском государстве Ирака и Леванта» (далее ИГИЛ), которая действует на территории Ирака, Сирии, Палестины и большей части Среднего Востока. Эта экстремистская сунитская группировка состоит из нескольких организаций, действующих в Южной Азии, Нигерии и Ливии. Я не берусь утверждать, что за этим международным террористическим интернационалом стоит «умеренно исламистская» Турция. Нет, это будет несколько упрощенный подход к той смертельной опасности, которая грозит исламской, иудейской и христианской цивилизациям. Да, исламская цивилизация, в первую очередь, подвергается опасности либо полного уничтожения, либо катастрофического разрушения, вкупе с ИГИЛ. Бесспорно лишь то, что по какой-то «случайности» все действия «Исламского государства» и иже с ним нацелены на разрушение государственности всех стран этого региона, которые в своем большинстве некогда входили в состав Османской империи. В самую пору вспомнить выражение талантливого Станислава Ежи Леца: «Всем правит случай. Знать бы еще, кто правит случаем».
Итак, в чем же тандем Эрдоган-Давутоглу черпает свою силу, надеется на свою безнаказанность, когда отдает команду сбить российский самолет, на кого и на что он рассчитывает? Ясно, что расчет неоосманов в том, чтобы любыми средствами столкнуть Россию, ее союзников по ОДКБ, с НАТО. По их планам, тогда ни европейцам, ни России будет не до координации усилий по борьбе с ИГИЛ, с международным терроризмом в целом. Этот коварный замысел в головах турецких правителей быть может зародился еще 25 апреля т.г., когда президент Турции подверг резкой критике участие лидеров международного сообщества в памятных мероприятиях, приуроченных к 100-й годовщине Геноцида армян. Так, выступая 25 апреля т. г. в Стамбуле на встрече с представителями бизнес-сообщества, Эрдоган заявил: «Ни Путину, ни Олланду не стоило ехать в Армению. Сначала они должны были бы подумать о черных страницах собственной истории… Последние, кто может говорить о геноциде, это Россия, Франция и Германия. Именно Германия развязала две мировые войны, которые привели к неисчислимым бедствиям». Более того, Эрдоган обвинил тогда в лицемерии и Евросоюз.
Дальше-больше, опять-таки по какой-то «роковой» случайности, 31 октября российский самолет, выполнявший рейс 9268 Шарм-эл Шейх — Санкт Петербург над Синайским полуостровом был взорван бомбой, заложенной в багажное отделение, повлекшей гибель 224 человек. Был совершен жесточайший террористический акт, ответственность за который взяло на себя египетское отделение террористической группировки ИГИЛ. Далее, 13 ноября т.г. в Париже и его пригороде была совершена серия терактов. Жертвами атак стали 130 человек, более 300 были ранены. Ответственность за произошедшее взяло на себя «Исламское государство». Вспомним, что Франция исторически тесными узами была связана со странами Северной Африки — в первую очередь, с Алжиром, Тунисом, Марокко, Ливией… Что же побудило турецкое руководство пойти на такую опасную, на первый взгляд, авантюру, как уничтожение российского бомбардировщика СУ-24. Вспомним некоторые значимые события последних дней из антитеррористической операции, осуществляемой Военно-космическими силами России, после катастрофы пассажирского аэробуса, А 321. Россия существенно повысила уровень своего участия в военных действиях против ИГИЛ, подключив к борьбе с террористами дальнюю авиацию — стратегические ракетоносцы ТУ-160 и ТУ-95 мс, а также дальние бомбардировщики ТУ-22м3. При этом общее число вылетов по целям в Сирии увеличилось вдвое. Экономические потери от уничтожения нефтяных конвоев ИГИЛ взросли в разы — от 30 тыс. до 50 тыс. баррелей в день. Ни для кого не секрет, что конечные получатели нефтепродуктов находятся в Турции, этот факт уже ни у кого не вызывает сомнений. Равно также уже не вызывает сомнений и то, что за этим бизнесом по покупке ворованной со стороны ИГИЛ иракской нефти из нефтяных местопорожений в регионе Мосул, стоит сын Эрдогана Билал, который обеспечивает экспорт нефти, контролируемый конвоем ИГИЛ. Об этом открыто говорят турецкие политики.
Так, американский экономист, писатель и политолог, один из наиболее цитируемых специалистов в области анализа текущей мировой экономической ситуации Уильям Энгдаль в статье «Грязные и опасные игры Эрдогана с ИГИЛ», от 28 сентября т.г. пишет: «Гюрсель Текин (Gürsel Tekin), вице-президент Республиканской народной партии Турции, заявил в недавнем интервью турецким СМИ: «Президент Эрдоган утверждает, что в соответствии с международными транспортными конвенциями в деятельности Билала нет правовых нарушений, и его сын просто ведет дела с зарегистрированными японскими компаниями. Но по факту Билал Эрдоган по уши ввяз в террористической деятельности, однако пока его отец занимает свой пост, Билал будет защищен от каких бы то ни было судебных преследований». Примечательно, что Энгдаль завершает свою статью весьма поучительным выводом: «В войне никогда нет победителей, и война Эрдогана против сирийского президента Асада наглядно это демонстрирует. Турция и весь мир заслуживают лучшего. Знаменитая внешняя политика Ахмета Давутоглу «Никаких проблем с соседями» переросла в огромные проблемы со всеми соседями, благодаря глупым амбициям Эрдогана и его шайки». В свете этих слов совершенно новое звучание получает заявление президента Франции Франсуа Олланда, сделанное им 24 ноября т.г. на совместной пресс-конференции с президентом США Бараком Обамой: «Мы должны уничтожить террористов из ИГИЛ, где бы они ни находились. Мы должны перекрыть их каналы финансирования, найти и обезвредить их лидеров, уничтожить структуру этой преступной организации… Кроме того, абсолютно необходимо закрыть границу между Турцией и Сирией, для того чтобы предотвратить попадание террористов в Европу и другие регионы». То есть президент Франции ясно указывает, что каналы финансирования террористов ИГИЛ и террористическая угроза странам Западной Европы по сути исходят от и через Турцию. По сути президент Франции подтверждает, что фактическое финансирование террористов во многом осуществляется за счет средств, вырученных Турцией от продажи ворованной ИГИЛ иракской нефти и именно через ее территорию осуществляется «Экспорт» нефти в Европу.
На путях реализации политики неоосманизма, Эрдоган кроме вопросов процветания семейного бизнеса, решает и свои карьерные вопросы. Так, умышленно накаляя обстановку в стране, он создал предпосылки для проведения досрочных выборов в Великое национальное собрание Турции, после того как по итогам июньских выборов 2015 г. в парламент его Партия справедливости и развития впервые за 13 лет потеряла большинство в Великом национальном Собрании, а премьер-министр Ахмет Давутоглу, якобы, не смог сформировать правящую коалицию ни с одной из трех оппозиционных партий, представленных в парламенте.
Отметим, что в период между роспуском парламента и повторными выборами в Великое Национальное собрание Турции произошла серия терактов: атаки на трубопроводы, взорванные полицейские участки, попавшие в засаду и расстрелянные силовики. И все это началось после теракта в городе Суруч, произошедшего 20 июля, когда смертник-террорист взорвал себя на митинге курдских активистов. В связи с ростом террористических актов в Турции экспертное сообщество было едино во мнении: террористические атаки будучи чреваты значительными имиджевыми потерями для правительства Эрдогана-Давутоглу, в тактическом плане могут быть очень выгодны для Партии справедливости и развития. И этот вывод подтвердился. Так, по итогам повторных выборов, ПСР получила 49,4% голосов и 316 мест в парламенте, что обеспечило ей большинство и возможность сформировать однопартийное правительство. Отметим, что 7 июля этого года на очередных выборах в парламент ПСР получила 40,41% голосов, что, как было отмечено выше, не позволило в одиночку сформировать правительство. Но, как представляется, парламентское большинство для Эрдогана это всего лишь необходимый шаг на пути к достижению своей главной карьерной цели, а именно: ранее президент Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно заявлял, что, в случае победы ПСР на парламентских выборах, Турция перейдет от парламентской формы правления к президентской. Отметим также, что на парламентских выборах 1 ноября т.г. самый большой урон понесла Партия националистического движения (тур. Milliyetçi Hareket Partisi, MHP) — ультраправая политическая партия, которая находится в жесткой оппозиции к правящей ПСР, которая набрала 11,93% и потеряла более 4,3% голосов избирателей. А между тем, именно МНР ожесточенно выступает против перехода к президентской форме правления.
Таким образом, мы вправе сделать вывод о том, что целенаправленное нагнетание напряженности внутри страны и вокруг нее позволили тандему Эрдоган-Давутоглу решить сразу несколько задач: во-первых, продвинуться на пути к формированию неоосманской империи; во-вторых, создавая напряженность в отношениях с Россией, отвлечь ее внимание и ресурсы от реализации глобального геоэкономического проекта в рамках БРИКС; в-третьих, регулируя потоки мигрантов и беженцев из Сирии и стран северной Африки в страны Евросоюза, с одной стороны, расшатывать основы европейской идентичности и девальвировать европейские ценности, с другой стороны, создать в ЕС сеть подконтрольных спецслужбам Турции террористических группировок; в-третьих, своими далеко просчитанными действиями по вовлечению НАТО в опасное противостояние с Россией, усиливать свою роль и значимость для НАТО в регионе Большого Ближнего Востока и Евросоюза; в-четвертых, действия Турции по дестабилизации ситуации на границах стран-членов Евросоюза во многом регулируемыми потоками беженцев, так или иначе сделают настоятельной потребностью принятие Евросоюзом мер по обеспечению своей безопасности.
Естественно, что в военной области безопасность ЕС будет обеспечиваться посредством значительного усиления присутствия сил НАТО в странах ЕС (вплоть до размещения ядерного оружия) и одновременно повысит роль Турции в НАТО. Самым свежим подтверждением сказанному является сделанное на днях заявление главы МИД Польши Витольда Ващиковского. Как сообщает Defense News, Польша намерена признать недействительным акт Россия-НАТО 1997 года, в котором говорится о том, что у НАТО нет намерения и причин размещать ядерное оружие на территории новых членов Альянса. Отметим также, что 4 ноября т.г. девять стран Центральной и Восточной Европы, входящих в НАТО, (Литва, Латвия, Эстония, Польша, Румыния, Венгрия, Словакия, Болгария и Чехия), приняли декларацию, в которой говорится, что НАТО «следует укреплять свой восточный фланг, потому что действия России в Украине и регионе подрывают архитектуру безопасности в Европе».
Что же касается вопросов обеспечения геоэкономической безопасности, то на этом фоне раздувания военных угроз для ЕС, думается, что новый импульс получит и давно вынашиваемый проект соглашения о свободной торговле между Европейским союзом и США — Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство (ТТИП). Можно привести и другие доводы в пользу того, что турецкое руководство, одержимое идеей воссоздания Неоосманской империи, лишь на первый взгляд ведет безрассудную и авантюристическую политику. И недостаточное знание коварной сути османизма, который пережил ренесанс во время младотурецкой революции 1908 года, когда пришедшие к власти младотурки провозгласили его официальной идеологией, может ввергнуть неискушенных политиков в заблуждение. А далее, говоря о достигнутом в результате революции равенстве всех народов империи и создании единой османской нации, младотурки-османы подвергали эти же народы — армян, греков, ассирийцев — геноциду. Здесь хотелось бы привести выдержку из вышеупомянутой статьи Уильяма Энгдаля «Грязные и опасные игры Эрдогана с ИГИЛ». «В октябре 2014 года вице-президент США Джо Байден во время выступления в Гарвардском университете заявил, что режим Эрдогана поддерживал ИГИЛ „сотнями миллионов долларов и тысячами тонн оружия…“ … Однако масштабы поддержки ИГИЛ Эрдоганом с момента обличения были гораздо, гораздо большими, нежели намекнул Джо Байден», — утверждает Уильям Энгдаль.
Вызывает серьезную озабоченность, что в реализации своих этих весьма опасных планов, Турция не одинока. В связи с трагедией в сирийском воздушном пространстве, почти все ведущие интернет-порталы Азербайджана (haqqin.az, minval. az, Day. az, vesti. az и др.) в один голос выражали поддержку действиям турецких властей, а отклики политических деятелей, разнокалиберных политологов, общественных деятелей скорее напоминали стенания и оды в защиту «братьев туркоманов», которые надругались над телом убитого российского пилота. После первых дней этой медийной эйфории, кое-кому из азербайджанского руководства, видимо, пришла в голову простая мысль — а не преждевременно ли показывать свою антироссийскую, тщательно скрываемому русофобскую сущность? И вот, опомнившись, наверно, под воздействием операции «Возмездие», осуществляемой российскими ВКС, 27 ноября т.г. президент Азербайджана Ильхам Алиев на встрече с министром иностранных дел Турции Мевлютом Чавушоглу заявил: «Азербайджанская сторона готова содействовать снижению и устранению напряженности в российско-турецких отношениях». А руссофобские статьи, антироссийская истерия, развернутые в последние дни в азербайджанских проправительственных масс-медиа, так это же исходит не от И. Алиева, а «от лукаваго»…
P. S. 24−25 ноября т.г. в Белграде состоялась Международная общественно-научная конференция «Ялта-Потсдам-Хельсинки- Белград: в поисках безопасного мироустройства», организованная Центром национальной славы, Фондом Андрея Первозванного совместно с сербской общественной организацией «Белградский форум за мир равноправных» при поддержке Министерства иностранных дел России и Министерства иностранных дел Сербии. Все участники этой прекрасно организованной и интеллектуально насыщенной конференции единодушно осудили акт поражения в небе Сирии турецкими истребителями F 16 российского бомбардировщика СУ-24. Выступая на этом представительном форуме, председатель ОБСЕ, вице-премьер, министр иностранных дел Сербии Ивица Дачич заявил: «Любое усложнение ситуации в мире, как показали вчерашние события, когда был сбит российский самолет со стороны Турции, такие события, как миграционный кризис, лишь дополнительно усложняют мир, в котором мы живем… Этот мир легко уничтожить, но так трудно сохранить его и сохранить его принципы. Сербия на своем опыте испытала нарушение всех принципов международного сообщества». Слушая эти проникновенные слова сербского министра иностранных дел, я невольно призадумался о событиях годичной давности, когда 12 ноября, днем азербайджанские вооруженные силы сбили небоевой вертолет МИ-24 вооруженных сил Нагорно-Карабахской Республики, который совершал учебно-тренировочный полет, при этом не пересекая линию разграничения азербайджано-нагорнокарабахских вооруженных сил. Обломки вертолета упали в 500 метрах от линии фронта, погибли трое молодых членов экипажа. Быть может, если бы в то время этот инцидент получил бы адекватную оценку хотя бы от стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, то удалось бы избежать террористической атаки на российский бомбардировщик СУ-24.
Увы, этот мир легко уничтожить, если недооценивать всю опасность возрождающегося неоосманизма со звериным оскалом «Исламского государства Ирака и Леванта».
Арташес Гегамян, депутат Национального собрания от Республиканской партии Армении, руководитель постоянной делегации Национального собрания РА в Парламентской Ассамблее ОБСЕ, председатель партии «Национальное Единение»