Ереван и его 54 градоначальника

22.04.2017, Новое время

Из всех, желающих получить ключи от Еревана, Тарон Маргарян самый многоопытный, Никол Пашинян - самый немузыкальный, Заруи Постанджян – самая красивая. Кто городу нужнее? Нужен мэр, который любит Ереван в себе, а не себя в Ереване.

 Стенания на тему “Ереван уже не тот и ереванцы совсем не те…” в данном случае неуместны — что имеем, то имеем, и все, что имеем — это наше, это — мы! А мы всегда разные — были есть и будем. Город не может жить вчерашним днем, но знать свое прошлое должен. Коротко для освежения памяти. Если оставить Аргишти (сына Менуа) в покое, в Ереване было пятьдесят три градоначальника, Тарон Маргарян — пятьдесят четвертый. Обзорно, вразброс и чисто субъективно о тех, кого автор видел. Их семнадцать. Первый по счету — Гурген Пахлеванян, принял город в 1957 году, когда автор был еще школьником. Запомнился по расклеенным во всех трамваях правилам пользования данным видом транспорта. Под текстом стояло: “Утверждаю. Председатель исполкома Ереванского городского Совета депутатов трудящихся Г.Пахлеванян” и подпись. Назидательно, лаконично, строго. Осталось в памяти.

Но уже после пришедшего ему на смену Сурена Варданяна был Григорий Асратян. Тут есть что сказать. Центр Еревана стал избавляться от трущоб, светлеть лицом, зеленеть парками и газонами, струиться фонтанами. Пробили улицу Саят-Нова, обсадили ее фруктовыми деревьями, сильно опасались несанкционированных сборов урожая — ничего подобного! Снесли крысятники-хибары, вырыли котлован, залили водой — получилось “Лебединое озеро”. Таманян начертал генеральный план, Асратян помогал сделать его былью. Одновременно — подхватывал и воплощал в жизнь смелые архитектурные решения, показав, что когда инициатива доказуема, она получает право на жизнь даже при тотальном партийном контроле. Появились новые жилые кварталы, названные на манер московских “Черемушками”. Город становился похожим на столицу. Спасибо!

Следующий мэр — Грант Енгибарян. Проработал всего несколько месяцев, ничего сказать не могу. Следующие градоначальники: Мурад Мурадян, Эдуард Авакян. Оба — партийные боссы, но, как сообщали тогда, “с большим опытом хозяйственной работы». Это было важно. Во времена, когда город строился бурными темпами, все дороги вели в горсовет. Там решалось главное — жилищный вопрос. В большом ходу было слово “освоенцы” (т.е. ожидавшие своего жилья на месте снесенного), тысячи ереванцев получили новые квартиры, на карте города нарисовалось нечто, сильно смущавшее гостей, но понятное ереванцам — “Бангладеш”. Еще тысячи новоселий.

Арташес Гегамян — последний глава города советского периода. Самое сложное для Еревана время: забастовки, голодовки, митинги… При всем при том люди должны есть, пить, лечиться, ничего останавливать нельзя, город должен жить. Существенно новые времена потребовали существенно новых подходов. Мэр с задачей справился.

Первый постсоветский начальник Еревана — Амбарцум Галстян. После него Ваагн Хачатрян, Ашот Мирзоян. Очень много политики, до остального часто не доходят руки. Любимое занятие — снос памятников и переименование улиц. Жить стало трудно, а не веселее, надежды на “Проснись и пой!” не оправдались. Вано Сирадегян. Знаковая фигура канувших в прошлое лет. Писатель, политик, глава гослесхоза, министр внутренних дел, мэр столицы — всего понемногу. Что сказать еще? Иной раз хорошо молчать труднее, чем хорошо говорить. Помолчим. Короче — в бегах. Рейтинги градоначальников в откровенно в свободном падении. Кабинет мэра занимает Сурен Абрамян, генерал по званию, губернатор по занимаемой до того должности. Проработал всего год — ну что за год можно сделать? Следующая тройка — Альберт Базеян, Роберт Назарян, Ерванд Захарян — политика городских властей становится более внятной, действия — осознанными, что позволяет менять устойчиво негативный взгляд ереванцев на мэрию как институт власти. В апреле 2009-го бразды правления принял Гагик Бегларян, но уже в августе 2010 сдал. Город получил десяток начисто отмытых фасадов, что, безусловно, хорошо, а Бегларян кличку “Черный Гаго”. Последнее автор связывает с чрезмерно смуглым цветом лица экс-мэра.

Век Карена Карапетяна на посту городского головы тоже обернулся мигом, но впечатляющим. По поводу его добровольной отставки говорили разное, но Ереван принял его отъезд с сожалением.

Дошли до Тарона Маргаряна — действующего, пятьдесят четвертого городского головы. Сделанное мэром — на виду, не сделанное - тоже. Повторюсь: оценки, данные ереванским градоначальникам, исключительно субъективные, вкусовые, потому могут не совпадать с мнением других горожан, но все равно каждый из названных оставил свой след. Скоро назовут имя нового мэра. Что видим в претендентах? Многоопытность одного, стремление попасть в ноты у другого, чисто женское обаяние в третьей. В сочетании со здравым смыслом, раскрепощенной инициативой, личными амбициями и ожидаемой сердечной достаточностью для города вполне приемлемо. Дождемся четырнадцатого мая.

Сергей Баблумян

Последние видеоматериалы

Новые книги